Лица, занимающиеся добычей первой криптовалюты мира, настроены довольно оптимистично относительно ее будущего, хотя в прошлом году у них появились масштабные проблемы (как и в целом у криптовалютного сегмента). Подход, предполагающий наращивание добычи любыми средствами, возможен исключительно при наличии постоянных вливаний средств на покупку новой техники для добычи криптовалют. Он широко применялся энтузиастами в течение пары последних лет, но из-за длительного периода просадки цены криптовалют привел к череде провалов компаний.
С начала 2023-го наметились определенные позитивные перемены, связанные с доходами майнеров, пересчитанными на хеш-цену. В течение нескольких минувших месяцев темпы роста стоимости Bitcoin оказались сильнее, чем повышение суммарного хешрейта. При этом индекс хеш-цены год к году упал.
Общее положение дел на рынке пока остается неопределенным. По мнению аналитиков, в случае существенного роста стоимости Bitcoin в 2023-м начнутся серьезные инвестиции в занимающиеся добычей цифровых валют предприятия. Это приведет к повышению суммарного хешрейта и падению прибыли при пересчете на хеш-цену. Сейчас майнеры беспокоятся о том, с какой вероятностью начнется ралли Bitcoin. Кроме того, они озабочены сроками вливания новых вложений в объемах, позволяющих цене прийти к условному балансу.
По словам специалистов, долговременные инвесторы интересуются исключительно теми майнерами, которые получают прибыль по актуальной «равновесной хеш-цене». При этом показателе на уровне $0,06-0,08 за терахеш в сутки значительная часть добывающих криптовалюты лиц все еще получает слишком низкую прибыль, которая не позволяет покрывать расходы.
В подобной ситуации немало кредиторов меняет текущие соглашения с майнерами на менее выгодные для стороны, вкладывающей средства. Причина таких шагов достаточно проста: отказ от взимания долгов часто лучше банкротства фирмы, способной в будущем добиться высочайшей доходности.
Подход компаний, занимающихся производством ASIC, в ситуации криптовалютной зимы также заслуживает отдельного упоминания. Если они не могут продать свою продукцию, то она используется по прямому назначению, для добычи криптовалют (с расчетом на окупаемость издержек в перспективе).
Ситуация на рынках акций показывает, что немало публичных майнеров в настоящее время торгуется на 90% ниже пиков, а оценка такого бизнеса очень невысока. Косвенно это подтверждает падение цен на ASIC (более чем пятикратно за 1 год).
При этом ценные бумаги криптовалютных фирм сохраняют высокую волатильность, а также существенно коррелируют со стоимостью Bitcoin. В столь непростой ситуации широко распространилось мнение, что криптовалютная индустрия – это неинвестируемый сегмент. При этом аналитики считают, что подобный подход не принимает во внимание некоторые особенности этого бизнеса в сфере добычи цифровых валют. Они советуют разделять бизнес-модели в пределах сегмента, чтобы лучше понимать ситуацию.
Сегодня у части майнеров есть необходимые энергоресурсы с соответствующими правами как на них, так и на добычу энергии. Они все еще не входят в число крупнейших рыночных игроков, так как их модель монетизации меньше связана с добычей криптовалют. Но в случае массового распространения Bitcoin и получения им регуляторной поддержки крупные игроки в сфере энергетики с большой долей вероятности придут на рынок майнинга, что существенно отразится на хеш-цене.
В то же время на этом рынке есть игроки, обладающие определенной инфраструктурой, но лишенные ресурсов для генерации энергии. Количество таких майнеров довольно велико, и они рискуют сильнее других. Высока вероятность, что только малая часть из них сможет добиться хотя бы небольшой прибыли. Многие из них могут потерять все даже в случае достижения некоторых позитивных результатов в период непродолжительного повышения хеш-цены. Их работа менее стабильна, так ка часто сильно зависит от точки расположения мощностей и договоренностей.
Кроме того, среди майнеров есть те, что связан с энергоресурсами, которые сложно добывать. Они особенно интересны инвесторам, предпочитающим долговременные вложения. Нередко это фирмы, лишь начавшие развиваться и занимающиеся монетизацией необычных энергоресурсов, подобных метану или мусору, а также сотрудничающие с поставщиками «зеленой энергии». Главные сложности таких компаний связаны с масштабированием бизнеса, так как объемы поставок энергии сильно ограничены.
Сейчас уровень потребления энергии приблизительно такой же, как в 2021-м и 2022-м годах. В общей массе лица, занимающиеся добычей криптовалют, все чаще предпочитают работать с недорогой альтернативной энергией, позволяющей сводить издержки к минимуму, что очень важно в период «медведей». Кроме того, небольшое повышение объемов потребляемой энергии обусловлено применением техники с более высокой энергетической эффективностью.
Сегодня рынок «углеродных кредитов» продолжает становление. В случае подорожания Bitcoin его доходность с высокой долей вероятности увеличится. Главная опасность для майнеров при подобном варианте развития событий связан с потенциальными ограничениями со стороны регуляторов. Сегодня они уже поднимают вопрос об определении «промышленного майнинга», который предполагает особые тарифы.
По мнению аналитиков, для добывающих криптовалюты компаний, имеющих выходы на различные энергетические источники и достаточные мощности для проведения расчетов, приходит период потенциального роста. Они нуждаются в капитале, что дедлает займы допустимым вариантом. Каждый майнер будет стараться отыскать условия с предельно большим сроком и наиболее выгодными процентами. В свое время кредиторы добиваются высочайшего обеспечения, так как в период криптовалютной зимы им интересно возмещение убытков в иной форме.
В 2023-м майнеры будут иметь дело с новыми запросами от кредиторов относительно материальной поддержки компаний. В определенном смысле это похоже на практику публичного подтверждения обеспечения централизованными криптовалютными биржами после обрушения FTX и некоторых других серьезных компаний.
Пока нет комментариев к этому посту.