Сезон ураганов – это ежегодное явление для Соединенных Штатов, представляющее серьезную опасность для большей части инфраструктуры из сфер энергетики и нефтедобычи. Наибольшая угроза при этом возникает для расположенных в море платформ нефтепроводов и заводов, занимающихся переработкой «черного золота».
Сезон начинается в июне и продолжается до конца ноября, но наиболее активными ураганы бывают в конце лета и начале осени. Все это время сегмент нефтедобычи и переработки пребывает в состоянии высокой настороженности, так как остановка работы буровых платформ и эвакуация работников с них могут понадобиться когда угодно.
В юго-восточной части техасского побережья находится крупный нефтяной центр, в котором есть значительное число НПЗ, портов и терминалов. Там сосредоточено 15% мощностей Соединенных Штатов в сфере нефтедобычи (добывают приблизительно 1,8 миллиона баррелей в день), а также 47% всего нефтеперерабатывающего производства страны (8,4 миллиона баррелей ежедневно).
Каждый день через берега Мексиканского залива перекачивают значительные объемы «черного золота». Финансовые новости США показывают, что сейчас там в танкеры загружают порядка 85% жидкого горючего, продаваемого этой страной. Июльские показатели экспорта и импорта сырой нефти через расположенные там порты достигли 3,6 миллиона баррелей в день и 2 миллионов баррелей в день, что соответствует 3,6% и 2% от глобальных поставок. Туда пребывают груженые нефтью суда из многих стран, в том числе канадские, мексиканские, колумбийские, аравийские и иракские.
При появлении в регионе урагана возникает серьезный риск нарушения нормальной активности нефтяных предприятий этого региона. Добывающие нефть платформы и перерабатывающие ее заводы могут закрыть, остановив рабочие процессы.
Ураганы сказываются на нефтяных котировках
Под воздействием стихии стоимость «черного золота» может и расти, и падать. Динамика определяется силой того или иного урагана, а также траекторией, по которой он движется. Непогода может ударить и по добывающим, и по перерабатывающим мощностям. Если пострадают лишь занимающиеся добычей морские объекты, предложение нефти упадет. В итоге ее запасы снизятся, а цены пойдут вверх. Изучив мировые финансовые новости, можно понять, что такая ситуация возникает наиболее часто.
Но, если стихия бьет по побережью и вызывает остановку НПЗ, цены могут отреагировать иначе. Возможны ситуации, когда нефтедобывающие мощности уже введены в строй, а заводы по переработке все еще стоят из-за проблем со снабжением энергией. При этом цена нефтепродуктов увеличивается, так как появляется задержка поставок.
Периодически возникают ситуации, когда ураган не затрагивает побережье, и НПЗ уменьшают мощности лишь незначительно. Тогда стихия в целом никак не влияет на котировки. Поскольку ураганы бывают каждый год, отрасль давно научилась работать с оглядкой на связанные с ними риски и чаще всего серьезных повреждений оборудования удается избегать. Высокая адаптивность позволяет довольно успешно бороться с кратковременным дефицитом сырой нефти.
Если возникнет внештатная ситуация, у Соединенных Штатов есть запас нефти стратегического назначения (был сформирован в 1975 году). Его можно использовать, чтобы смягчить эффект от ураганов. С начала текущего года этот резерв сильно уменьшился, достигнув 420 миллионов баррелей (минимальная отметка за много лет). Но для того, чтобы справиться с уроном от разбушевавшейся стихии, чаще всего хватает считанных миллионов баррелей.
Поведение рынка в период ураганов
На стоимость нефти влияет сразу несколько факторов. Ураганы могут оказаться далеко не самым важным из них (финансовые новости показывают, что чаще всего так и бывает). Обусловленный сезоном фактор не является ключевым, но игнорировать его не стоит.
Чаще всего влияние ураганов сохраняется не больше 1 недели подряд. Но периодически они бывают особенно сильными и вызывают длительные простои предприятий. Так, в 2021-м из-за урагана «Ида» остановка производства продолжалась несколько недель. Это стоило Соединенным Штатам 30 миллионов баррелей добычи.
Также сезоны ураганов периодически бывают очень активными, и одно ненастье очень быстро сменяется другим. В итоге предприятиям приходится простаивать практически без перерыва. Подобная ситуация возникла в 2020-м. Тогда ураганов было так много, что список названий для них закончился и в ход пошли буквы греческого алфавита.
В то время стоимость «черного золота» находилась на уровне $40 за баррель, а ОПЕК+ уменьшил добычу практически на 10 миллионов баррелей в день, стремясь избежать обусловленного пандемией коронавируса рыночного дефицита. В таких условиях обилие ураганов оказалось удачным и убрало с рынка объемы нефти, которые и так не были востребованы.
Широкомасштабные графики нефтяных котировок сильных рывков не показывают, но определенное влияние сезонный фактор все же имеет. В конце лета и начале осени стоимость чаще идет вверх, чем снижается, что частично обусловлено ураганами. В то же время на графиках добычи сезоны ураганов всегда очень заметны.
В этом году такой сезон пока не привел к чему-либо экстраординарному. Впервые людей было решено эвакуировать в сентябре из-за урагана «Ян». Нефтяные котировки из-за этого на короткое время выросли, но закрепиться на новом уровне не смогли, поскольку находились под давлением более значимых факторов. При этом необходимо учитывать, что октябрь только начался и ураганы сохраняют способность отразиться на нефтедобывающей активности в Мексиканском заливе.